Текст Обзорная информация Применение зол уноса и золошлаковых смесей при строительстве автомобильных дорог. Обзорная информация отечественного и зарубежного опыта применения отходов от сжигания твердого топлива на ТЭС

Государственный дорожный научно-исследовательский институт

ФГУП «СОЮЗДОРНИИ»

Е.И. Путилин, B.C. Цветков

ПРИМЕНЕНИЕ ЗОЛ УНОСА

И ЗОЛОШЛАКОВЫХ СМЕСЕЙ

ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Обзорная информация отечественного

 и зарубежного опыта применения

отходов от сжигания твердого

топлива на ТЭС

Москва 2003

Освещены вопросы применения зол и золошлаковых материалов при строительстве земляного полотна и слоев дорожных одежд; при укреплении грунтов различного состава как в виде самостоятельного вяжущего материала, так и в качестве компонента комплексного вяжущего.

Рассмотрены классификационные характеристики отходов от сжигания твердого топлива, приводимые в литературных источниках по их использованию в дорожном строительстве.

Даны результаты исследования свойств золошлаковых отходов от сжигания углей различных месторождений России применительно к условиям дорожного строительства.

Изложен отечественный и зарубежный опыт строительства земляного полотна и слоев дорожных одежд с применением зол сухого улавливания и отвальных смесей гидроудаления.

Перечислены действующие нормативные требования к таким отходам. -  Табл. 11

ПРЕДИСЛОВИЕ

В России около 70% всей электроэнергии вырабатывается при сжигании твердого топлива - углей, сланцев, торфа, в результате чего образуется около 50 млн. тонн в год отвалов золошлаковых смесей. К концу 2001 г. в отвалах ТЭС находилось свыше 1,2 млрд. тонн таких отходов, а уровень их утилизации составляет только около 10%. Поэтому использование отходов от сжигания твердого топлива - это не столько вопрос экономии материальных ресурсов, сколько проблема возрастающего загрязнения окружающей среды и, следовательно, здоровья нации.

В настоящее время во многих странах, в том числе в России, накоплен достаточно большой опыт применения золошлаковых материалов во многих отраслях народного хозяйства.

Обзор отечественного и зарубежного опыта использования зол и золошлаковых материалов освещает вопросы их применения при строительстве земляного полотна и слоев дорожных одежд. Так, золы сухого улавливания и золошлаковые материалы можно использовать при укреплении грунтов различного состава, как в виде самостоятельного вяжущего материала, так и в составе комплексного вяжущего (в сочетании с органическими и неорганическими вяжущими, смолами). Накоплен опыт применения этих материалов в асфальто- и цементобетонах.

Рассмотрены классификационные характеристики отходов от сжигания твердого топлива, приводимые в литературных источниках по их использованию в дорожном строительстве.

Даны результаты исследования свойств золошлаковых отходов от сжигания углей различных месторождений России применительно к условиям дорожного строительства.

Изложен отечественный и зарубежный опыт строительства земляного полотна и слоев дорожных одежд с применением зол сухого улавливания и отвальных смесей гидроудаления

Перечислены действующие нормативные требования к этим отходам.

Настоящая работа составлена Е.Н. Путилиным и B.C. Цветковым.

В сборе материалов по применению зол и шлаков в дорожном строительстве большую помощь оказали работники отдела научно-технической информации и международного сотрудничества Союздорнии, за которую авторы выражают им благодарность и искреннюю признательность

 

Генеральный директор ФГУП "Союздорнии"                                       В.М. Юмашев

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Потребление материальных ресурсов при строительстве автомобильных дорог чрезвычайно велико. На возведение 1 км автомобильной дороги в зависимости от ее категории и местных условий требуется:

- для сооружения земляного полотна - 6-60 тыс. м3 грунта;

- для создания дренирующих и морозозащитных слоев - 1,6-6 тыс. м3 песка;

- для строительства дорожного основания - 0,8-5,4 тыс. м3 - щебня или грунта, укрепленного вяжущими материалами;

- для строительства дорожных покрытий - 1,1-4,7 тыс. т асфальтобетона (что требует 55-235 т битума) или 1,2-4,8 тыс. м3 цементобетона (480-1700 т цемента)

Уменьшение потребности в дорожно-строительных материалах и повышение эффективности их использования остается важнейшей проблемой. Многолетние научные исследования и практика дорожного строительства показали, что одним из путей ее решения является применение вторичных ресурсов - отходов промышленности, которые можно использовать или в качестве непосредственно дорожно-строительного материала или как исходный продукт для его получения.

К таким отходам относятся золы и шлаки - продукты сжигания на тепловых электростанциях (ТЭС) твердого топлива: угля, торфа, сланцев и других горючих материалов. Следует различать

1 - золу уноса сухого улавливания, когда зола, поступающая с электрофильтров и из циклонов ТЭС в золосборники, направляется специальным пневмотранспортом в силосные склады либо непосредственно в транспортные средства потребителей;

2 - золошлаковую смесь гидроудаления, когда при очистке золосборников с помощью воды зола и шлак в виде золопульпы удаляется в отвалы.

В России золы и золошлаковые смеси образуются на 200 ТЭС (ТЭЦ, ГРЭС), и только приблизительно на 20 из них имеются установки для сухого улавливания золы. Объем золошлаковых отходов после сжигания углей, сланцев и торфа, по данным Всероссийского теплотехнического научно-исследовательского института (ВТИ), составляет 40-50 млн. т в год. В отвалах энергосистем России к концу 2001 г. находилось около 1,2 млрд. т золошлаковых материалов (табл. 1).

Таблица 1

Сводная таблица образования и накопления золошлаковых отходов в энергосистемах России по состоянию на 31 декабря 2001 г. - (данные ВТИ)

АО-энерго ТЭС

Образовано ЗШО в 2001 году, тыс. т

Накоплено ЗШО к 31.12.01, тыс. т

ОЭС «Центрэнерго». Всего:

2138,199

246379,197

Астраханьэнерго

 

61,0

Белгородэнерго

0,8

 

Владимирэнерго

 

1909,839

Волгоградэнерго

51,453

 

Вологдаэнерго

180,836

11463,836

Воронежэнерго

29,321

845,818

Ивэнерго

28,3

7501,5

Костромаэнерго

6,831

209,972

Курскэнерго

7,222

4007,1

Нижновэнерго

 

8455,0

Рязанская ГРЭС

280,0

37874,981

Тверьэнерго

7,355

548,238

Тулэнерго

10,7

96278,7

Черепетская ГРЭС

379,581

43871,279

Мосэнерго

439,5

3^1395,7

Тамбовэнерго

 

1.367,734

Ярэнерго

716,3

! 588,5

ОЭС «Волгаэнерго». Всего:

58,124

8071,263

Самарэнерго

53,3

8071,0

Чувашэнерго

4.824

0,263

ОЭС «Севзапэнерго». Всего:

840,933

43418,577

Архэнерго

281,379

6786,356

Брянскэнерго

1,073

3115,352

Комиэнерго

357,285

9947,665

Колэнерго

147,0

9068,0

Новгородэнерго

4,826

548,004

Смоленскэнерго

11,6

11352,0

Просмотров: 1565

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Реклама